О гитаре

"Все мое существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре, потому что звук в басах был глубок и сладок, а в верхах трепетным и дрожащим. И ее акцент, ее душа в ее голосе выражались твердо и убедительно. Я позабыл обо
всем на свете, кроме гитары"

Андрес Сеговия (1893-1987). Один из самых блистательных гитаристов XX века.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко II веку, к Испании. Это рисунок на барельефе, который украшал надгробную стелу в Мериде. Можно различить только верхнюю часть инструмента и его конструкция такова, что
он может относиться и к более позднему времени так как лишь двенадцать веков спустя мы обнаружим вновь инструменты столь развитой конструкции.

Начиная с Х века изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Инструменты этого периода еще совмещали в себе черты, которые в эпоху Возрождения распределятся между различными видами щипковых - такими, как
виола, виуэла и гитара. Гитара имела четыре двойные струны (четыре хора). Следуя своей фантазии, исполнители играли на ней пальцами, плектром или смычком. Постепенно будет вырабатываться более точная техника, которая, приспосабливаясь к строению инструмента, повлечет за собой совершенствование его конструкции и окончательному формированию семейств струнных инструментов. В XIII веке гитара была уже широко известной в Испании. Она становится народным инструментом, применяется для сольной
игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев. Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, ее свойствах и роли в музыкальной жизни становятся более точными, и все важнейшие документы опять относятся к Испании. Друг друга дополняют два источника: "Книга Благой любви" Хуана Руиса, протоиерея из Иты и "Кантиги Святой Марии" (ок. 1250) - собрание песнопений в честь Девы Марии, - украшенная миниатюрами рукопись, на которой художник запечатлел придворных менестрелей с гитарами.
В то время уже существовало два вида гитар – гитара мавританская и гитара латинская. Мавританская гитара - овальной формы, и играют на ней преимущественно плектром (медиатор), что придает резкость ее звучанию, на которое жалуются современники. Мавританские гитары, изображенные в сборнике "Кантиги", очень красивы по форме и строеню. Эта гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, а привлекает коронованных особ и приходится ко двору Альфонса Х.
Латинская гитара имеет более сложную форму, а благодаря своему мягкому звучанию она становится популярной среди любителей утонченной музыки. Судя по всему, инструмент не был высоко оценен королевским двором, так как встречается только в трех миниатюрах и только в руках менестрелей. Особенности конструкции и звучания говорят о том, что латинская гитара была более близкой предшественницей современной классической
гитары.
Во второй половине XVI века гитарная музыка в Испании пришла к блестящему расцвету.
В нее все больше стали проникать народные мелодии. Постепенно становилось традицией сочинять вариации к популярным произведениям. Эти вариации получили название
"диференсиас" (diferencias). В них чувствовалась любовь испанцев к украшениям, по количеству музыкального "орнамента" эти вариации можно сравнить с арабесками Альгамбры. Изобретательность композиторов была просто неистощима. Например, Энрикес де Вальдеррабано на тему популярного сатирического романса "Conde claros" написал пьесу из ста двадцати вариаций.
В конце XVI века количество струн гитары, по образцу лютни, увеличивается, и в последние два десятилетия XVI века в Европе, и в том числе в Испании стала распространяться гитара с пятью рядами. Она будет применяться до конца XVIII века.
Новый кризис гитарного искусства в середине XVIII века. Изменение конструкции гитары и ее эволюция в последние 30 лет XVIII столетия. Возвращение к профессиональной музыке в последние годы XVIII века. Фернандо Сор. Дионисио Агуадо.
К середине XVIII века в истории классической гитары в Европе наступает кризис. В Испании этот кризис объяснялся общим упадком культуры в стране.
До 1770-х годов гитара сохраняет характерные черты, приобретенные на заре XVII века. Гитара оснащена девятью струнами, которые составляют пять рядов. Две низкие струны настраиваются в октаву.
В течение последующих тридцати лет европейские мастера постепенно изменяют инструмент. Строй становится фиксированным и вводится употребление одинарных струн. Это сильно обедняет регистр инструмента и, чтобы сделать звучание более полноценным, некоторые мастера начинают добавлять шестую басовую струну "Ми", В результате получается строй, сохранившийся до нашего времени. Испания, в отличие от других европейских стран, не сразу принимает эти новшества. Там мастера по-своему усовершенствывают гитары, создавая инструменты с шестью двойными струнами, но в дальнейшем самобытное испанское направление вольется в русло европейской традиции. Написанный для инструмента с шестью одинарными струнами, трактат Дионисио Агуадо "Школа игры на гитаре" (Мадрид, 1825) знаменует окончательный отход от принципа конструирования гитар с шестью двойными струнами. Благодаря традиционному пристрастию к инструменту, Испания первая возвращается к профессиональной музыке для гитары. Во второй половине XVIII века гитара вновь становится модным инструментом.
Начало XIX века. Вся Европа охвачена "гитароманией". Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики. Блестящие исполнители, добившиеся мирового признания, - это в
большинстве своем выходцы из Испании и Италии, вынужденные покинуть родную страну из-за войн. ХХ век - век рассвета гитарной музыки. На гитарах играют музыканты почти всех стран. Ученики виртуозов XIX века, Франсиско Таррега-Эшеа (1852-1909), Мигеля Льобеда (1878-1938) и многих других.
Андрес Сеговия, объясняя, почему гитара - любимый инструмент в Испании, сказал, что один испанец - это уже целое общество, как и одна гитара - целый оркестр!

ЭЛЕКТРОГИТАРЫ

Начнем пожалуй с того, что без электрогитары даже понятие "Рок-музыка", не существовало бы. В некоторых направлениях и стилях она играет превалирующую роль — речь идёт о рок-н-ролле и его производных, вплоть до Heavy, а также Doom/Death и Black Metal (самых тёмных и, подчас, злобных музыкальных стилях).
Без гитар всё вышеперечисленное невозможно. Электрогитару используют и в ряде других музыкальных стилей — в разной степени. Кроме того, то музыкальное направление, где электрогитара начала, так сказать, обретать себя, вполне без электрогитары может обойтись. Речь идёт о блюзе.
А дело было так...
Многочисленные американские джазовые и блюзовые бэнды 1920-х и 1930-х годов использовали акустическую гитару, однако её почти не было слышно, посему она оказалась на должности исключительно ритм-инструмента. Да и там её слышно было
еле-еле, несмотря на то, что с конца XIX века было предпринято немало усилий для повышения громкости этого инструмента, в частности — изменения формы резонаторного ящика и изобретение стальных струн. Так или иначе, гитаре иной раз предпочитали банджо — за более яркий звук. Первые известные эксперименты с усилением гитарного звука при помощи электричества, относятся к 1923 году — когда некий инженер и изобретатель Ллойд Лор (Lloyd Loar) изобрёл электростатический звукосниматель, фиксировавший колебания резонаторного ящика струнных инструментов. На рынке, однако, его изобретение провалилось. В 1931 году Жорж Бошам (George Beauchamp) и Адольф Рикенбакер (Adolph Rickenbacker) придумали электромагнитный звукосниматель, в котором электрический импульс пробегал по обмотке магнита, создавая электромагнитное поле, в котором усиливался сигнал от вибрирующей струны. Их инструмент, когда он появился, немедленно обозвали "сковородкой" — и не просто так: во-первых, корпус был цельнометаллический. Во-вторых, по своей форме инструмент действительно до безобразия напоминал
сковороду с непропорционально длинной "ручкой" — грифом. Но в итоге это оказалась первая жизнеспособная и конкурентноспособная электрогитара. К концу 1930-х годов многочисленные экспериментаторы начали скрещивать ужа с ежом, и встраивать звукосниматели в более традиционно выглядящие испанские гитары с полыми корпусами.
Однако тут их ждали изрядные неприятности в виде резонансных наводок (feedback), искажений и прочих посторонних шумов. В конце концов, с ними управились при помощи двойной встречной обмотки — которая гасила "излишний" сигнал. Однако сначала музыканты и инженеры пытались решить эту проблему иначе: в резонаторный ящик набивались всякие тряпки и обрывки газет, чтобы избавиться от лишних колебаний — а следовательно, и от наводок.
Ну а наиболее радикальный вариант предложил гитарист и инженер Ле Поль (Les Paul) — он просто сделал деку для гитары монолитной. В отличие от сковородки, впрочем, дека Les Paul была выполнена из дерева. Из сосны, если уж совсем быть точными. И называлась она — "Брусок" (The Log). Для звукоснимателя Лес Пол использовал запчасти от телефона и, что самое интересное, действительно обычный деревянный брусок в
качестве корпуса. В связи с тем, что звук усиливался посредством электроники, в акустическом резонаторе надобность отпала. Когда же он впервые появился на публике, на его инструмент смотрели, как на чёрт знает что. В итоге, чтобы успокоить публику, Лес Пол приладил к бруску — только для виду — корпус испанской гитары. И после этого его принимали на ура.
С цельным или почти цельным куском начали экспериментировать и другие инженеры. В 1940-х годах этим занимались мистер Пол Бигсби (Paul Bigsby) и мистер Лео Фендер (Leo Fender). Знакомые имена, не правда ли? К 1950 году компания, основанная Фендером уже вовсю штамповала копии гитары под названием Esquire (сквайр, или оруженосец), затем последовал Broadcaster, за ним — Telecaster, а в 1954 году свет увидел первый Stratocaster. С тех пор эта модель гитар особых изменений не претерпела. Надо сказать, что в это время музыкантов редко удовлетворяла участь отдельной частицы безмерного поп-конвейера: желающих найти что-то своё было куда больше. Это отражалось и на инструментах, гитарах, в частности. Искали и своё звучание, а многие, в особенности исполнители поп-музыки, стремились внешность и своих инструментов сделать неповторимой. От формы корпуса звучание гитары особо не зависит, поэтому дизайнеры
старались кто во что горазд.
У гитариста ABBA инструмент по форме напоминал звезду.
Гитарист Scorpions много лет играет на гитаре в виде
ласточкиного хвоста. Вообще гитары подобных "экстремальных" форм предпочитали
исполнители глэм-рока. Большенство звезд тяжелого рока и хеви предпочитают обычные, но качественно сделанные дорогие гитары от самых популярных производителей. У некоторых есть любимые, с которыми они начинали играть и с которыми они не растанутся, до полной непригодности инструмента.
Что же касается фирм-производителей — то на поприще извращенческо-экстремальных очертаний инструментов более всего прославились, пожалуй, компания Gibson и B.C. Rich. Тот самый
"ласточкин хвост", который именуется Flying V или V Factor был
придуман дизайнерами Gibson. Для гитаристов: осторожно, существует угроза резкой
активизации слюноотделения. Случалось, что дизайнерам от гитарной промышленности так хотелось выпендриться, что чувство меры и вкуса попросту отказывало. Скажем, в одном музыкальном салоне на ВВЦ много лет на стене висела гитара, дека которой
была выполнена в виде свившегося в восьмёрку дракона. Резчик по дереву был искусный, но, видит Бог, эту гитару серьёзные музыканты покупать не станут ни за что. Во-первых, такого зазубренно-чешуйчатого монстра неудобно держать в руках, а во-вторых, даже издали кажется, что эта гитара держится на честном слове: чихнёшь — рассыплется.
Украшение на стену, не более того.
Любой поборник акустических инструментов заявит вам, что электрогитара — это и не гитара вовсе, а лишь внешне отдалённо напоминающий её совершенно иной инструмент, по инерции сохранивший старое название. В том, что это другой инструмент, поборники будут правы. Что же касается инерции — то что-то слишком долго она сохраняется: уже более 70 лет. Более того, на буклетах всевозможных рокеров словом guitar подчас обозначается именно электрогитара, а акустическую гитару приходится обозначать отдельно.
Беда с электрогитарой состоит в том, что без средств обработки — то есть, усилителя и динамиков, — она, в отличие от своего акустического предка, бесполезна.

БУДУЩЕЕ НАСТУПИТ УЖЕ СЕГОДНЯ

Легендарный производитель музыкальных инструментов — корпорация Gibson — в апреле 2004 года пошла на рискованный эксперимент. В продажу поступила первая цифровая электрогитара — Gibson Digital Guitar.
Первая партия из 3 тысяч инструментов будет продаваться в розницу по цене $2600 за штуку. До сих пор электрическая гитара является монофонической. Звук каждой из струн "снимается" и отправляется, как аналоговый сигнал, устройствам типа усилителей и приёмников. А новая гитара Gibson, созданная по технологии MaGIC, отправляет цифровой сигнал с каждой струны через кабель Ethernet с многоканальными "способностями".
Цифровая электрогитара будет продаваться в комплекте с конвертером, который сделает её совместимой с нынешним аналоговым оборудованием. Некоторые музыканты уже выразили своё скептическое отношение к инициативе Gibson. По их мнению, гитаристов будет не легко убедить "поменять коней на переправе". Эксперты же полагают, что в течение пяти лет 95% музыкальных инструментов, включая гитары, станут цифровыми и будут стоить меньше $100.

А ВЫ ЗНАЕТЕ?!...

Микрометр — это миллионная доля метра. 10 микрометров — 10 миллионных метра и длина электрогитары, созданной американскими учёными. За свои сверхмалые размеры инструмент получил название "Наногитара". Но самое поразительное — то, что на ней можно играть!
Первую в мире и, соответственно, самую маленькую на планете гитару в Корнельском университете (Cornell University) создали ради забавы ещё 6 лет назад — летом 1997 года. Длина этой гитары — те самые 10 микрометров — размер клетки крови. Шесть струн с грифом шириной 50 нанометров (миллиардных долей метра) соответствовали сотне атомов. Теперь стоп. Для сравнения: диаметр человеческого волоса — около 200 микрометров или 200 тысяч нанометров. Это значит, что первая наногитара (nanoguitar) была в 20 раз меньше волоса. Подумайте об этом. Теоретически первые наноструны можно было пощипать атомным микроскопом. Но поскольку они бы резонировали в неслышимых частотах, на первой наногитаре, видимо, решили не бренчать. В общем, учёные позабавились, а заодно и продемонстрировали возможности нанотехнологий и потенциал микроэлектромеханических систем (microelectromechanical systems — MEMS). За что и получили достойную награду. Короче говоря, вот он — первый нанотехнологический Fender Stratocaster. Создателем первой нанотехнологической шестиструнки является профессор Гарольд Крейгхэд (Harold Craighead).
Ну, а новая наногитара по форме повторяет Gibson Flying V — гитары, известной в народе под прозвищем "Ласточка". Она приблизительно в пять раз больше, чем предшественница, но всё ещё настолько маленькая, что без микроскопа заметить её невозможно. Струны, сделанные из кремниевых прутиков, звенят на 17 октав выше, чем струны обычной гитары, или на частотах выше в 130 тысяч раз. Дёргать эти струны можно лазерным лучом: вибрируя, они вмешиваются в луч, а отражённый свет при помощи электроники можно преобразовать в слышимые ноты. Играть можно и аккордами, если активизировать несколько струн одновременно отдельными лазерными лучами. Высота звука нанострун определяется их длиной (от 6 до 12 микрометров), а не силой натяжения, как в нормальной гитаре. Учёные настраивали её при помощи постоянного тока.
Данный инструмент, по словам его создательницы Лидии Сикарик (Lidija Sekaric), относится не к вышеупомянутым MEMS, а вовсе даже к NEMS — наноэлектромеханическим системам (nanoelectromechanical systems). По идее, эти NEMS должны быть в два раза меньше, чем MEMS, то есть устройства такого типа могут измерить массу одной единственной бактерии. Но вот с новой наногитарой вышло наоборот — скорее всего, с такой мелочёвкой просто трудновато работать. Вообще-то, большинство микроустройств, которые делают в Корнельском университете, на гитары и другие музыкальные инструменты не похоже. Но исследователи при изучении резонансов частенько сами приходят к "музыкальным аналогиям", поэтому крошечные системы могут напоминать арфы, ксилофоны или барабаны. Или электрогитары, как в нашем случае.
Дело ещё в том, что привычная форма наногитары делает её ещё и хорошим образовательным инструментом. Нанотехнологии становятся привлекательнее и понятнее учащейся молодёжи. Способность делать крошечные вещи, вибрирующие на очень высоких частотах, имеет огромный потенциал в электронике. К примеру, нанообъекты можно заставить вибрировать на радиочастотах до сотен Мегагерц. Или же NEMS могли бы заменить кварцевые кристаллы в сотовых телефонах, делая ту же самую работу, но занимая меньше места и потребляя значительно меньшее количество энергии. Кроме того,
наноэлектромеханические системы могут использоваться, чтобы обнаружить колебания, и тем самым, помочь идентифицировать объекты или слабые звуки, по которым можно предсказать отказ какой-нибудь техники.
Как показывает наногитара, NEMS могут модулировать свет. Это означает, что системы могут использоваться в оптико-волоконных коммуникациях. В настоящее время там для двухсторонней связи требуется направлять луч лазера в оба конца. Вместо этого мощный луч можно было направить в одну сторону, где он бы модулировался и отражался гораздо менее дорогим устройством NEMS.
Сейчас вдохновлённые звучанием наногитары учёные определяют, какие материалы больше всего подходят для создания NEMS, пытаются окончательно разобраться, как эти маленькие системы работают, и что они могут делать.
Мы же слушаем, музыку, сыгранную на струнах, которые в десятки раз тоньше наших волос. Разве не здорово?
Информация собрана из источников: guitarwithus.narod.ru membrana.ru

матрасы из натурального латекса

Новые пользователи

  • Мурат
  • Goblin2008
  • Elenaeva
  • павел плавич
  • tauwecknonpmat1983

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.

(i) На сайте не хранятся файлы, защищенные авторскими правами. Все музыкальные файлы находятся на сторонних серверах, к которым мы не имеем отношения. Ссылки на них взяты из общедоступных источников в сети интернет.