Antonio Carlos Jobim

Биография
фото: 
p252867607k.jpg
Биография: 

Дата рождения: 25 января 1927
Место рождения: Рио Де Жанейро.

Антонио (Том) Карлос Жобим по праву считается основоположником музыкального стиля Босса Нова. Точкой отсчета может служить исполнение песни Тома"Chega de Saudade" его другом Жоао Джильберто в 1959 году в Рио Де Жанейро. Эта песня быстро достигла США, где впоследствии Стэн Гетц и Чарли Берд сделали его композиции широко популярными. Интерпретации таких его мелодий как "The Girl from Ipanema", "Desafinado", "How Isensitive", "One Note Samba", "Wave" cтали настоящими джазовыми стандартами. В течение долгих лет его песни исполнял Фрэнк Синатра. Кто-то сказал, что Жобим это Джордж Гершвин в Бразилии, и это действительно так. Оба написали огромное количество песен для джазового репертуара, и оба стали символами своих стран. Грациозные, утонченные, эмоциональные мелодии Жобима стали для джазменов 60-х годов настоящей альтернативой традиционному джазу. Музыкальные корни Жобима всегда произрастали из джаза 50-х годов, но он также испытывал большое влияние на свое творчество французских композиторов импрессионистов, а бразильская самба придала его музыке уникальную экзотическую окраску.

* 25 января 1927 Антонио (Том)Карлос Бразилейро Де Алмейда Жобим родился в Рио Де Жанейро.
* 1931 Семья переезжает в Ипанему (пригород Рио Де Жанейро).
* 23 Февраля 1932 Родилась единственная сестра Тома Елена.
* 19 июля 1935 Отец Тома Хорхе Жобим ушел из жизни в возрасте 47 лет.
* 1937 Мать Тома Нильза вышла повторно замуж за Келсо Фрота Пессоа.
* 1938 Том выдержал вступительные экзамены Externato Mello e Souza в Капакабане, где получил начальное образование.
* 1941 Том берет первые уроки игры на фортепьяно у Ганса Иоахима Коллрейтера.
* 1946 Том поступает в Архитектурное училище.
* 1949 Свадьба Тома и Терезы Хермани.
* 4 августа 1950 Родился первый сын Тома Паоло.
* 1952 Том начинает работу в фирме звукозаписи Сontinental Records.
* 1952 Том знакомится с Билли Бланко.
* 1953 Том и Тереза арендуют квартиру в Ипанеме (пригороде Рио Де Жанейро).
* Июнь 1953 Первая запись песен Тома "Pensando em voce" (Tom Jobim); "Faz uma semana" (Tom Jobim and Joao Stockler).
* 1954 Дик Фарни и Лучио Алвес записали "Tereza da Praria", песню, которая принесла первый успех Тому. Билли Бланко написал стихи к этой песне.
* 1954 Выход первой пластинки "Sinfonia do Rio de Janeiro" (Том и Билли Бланко).
* 1956 Знакомство с Винициусом Де Мораес.
* 1956 Начало работы в Компании "Одеон Рекорд" в качестве художественного директора.
* 1956 Начало партнерства Тома с Винициусом Де Мораес.
* 25 сентября 1956 Премьера мюзикла "Orfeu da Conceicao" (Том и Винициус) в Муниципальном Театре в Рио Де Жанейро.
* 1956 Выход пластинки "Orfeu da Conceicao".
* 1956 Cильвия Теллес записывает самбу Тома и Ньютона Мендосы "Foi a noite".
* 11 марта 1957 Начало работы на записью альбома "Caricia" в студии "Одеон".
* 26 августа 1957 Родилась вторая дочь Тома Элизабет.
* 1958 Том написал музыку к фильму Харольдо Косты "Pista de Gamma"
* апрель 1958 Выход альбома "Cancao do Amor demais" (Tom, Vinicius, Joao Gilberto - гитара, Elizette Cardoso- вокал).
* 1958 Жоао Жильберто записывает пластинку, включающую 2 песни Тома: "Desafinado", "Chega de Saudade".
* 1959 Выход альбома "Chega de Saudade", представляющего Жоао Жильберто. Аранжировка: Антонио Карлос Жобим.
* 1959 Сильвия Теллес записывает альбом "Pro Toda a Minha Vida" с 9-ю песнями Тома.
* Апрель 1959 Выход альбома "Pro Toda a Minha Vida" с песнями Тома в интерпретации сопрано Lenita Bruno. Оркестр по управлением Лео Пекаччи.
* 1960 Том и Винициус написали "Brasilia, Sinfonia da Alvorada".
* 1961 Том написал музык к фильму " Porto das Caixas", режиссер Paulo Сesar Saraceni.
* 1962 Совместно с Винициусом де Мораес Том написал "Девушка из Ипанемы" (Girl from Ipanema).
* Август 1962 Музыкальное шоу в ресторане "Au Bon Gourmet" в Рио Де Жанейро представляет Тома, Винициуса, Жоао и вокальную группу Os Cariocas. Некоторые песни, впервые исполненные в этом шоу, стали в дальнейшем мировыми хитами: "So Danco Samba", "Samba do Aviao", "Garota de Ipanema".
* 22 ноября 1962 Босса Нова Шоу в Карнеги Холл, Нью Йорк. Первая поездка Тома в США.
* 1963 Выход пластинки "The Composer of Desafinado Plays".
* 1963 В Нью Йорке Том пробует начать записи и издавать свои пластинки.
* 1964 Выход альбома "The Wonderful World of Antonio Carlos Jobim"
* 16 мая 1964 Том едет в Нью Йорк с целью создания музыкального издательского проекта "Corcovado Music".
* 30 июля 1964 Том вернулся в Бразилию.
* 1964 Выход альбома "Caymmi Visita Tom".
* Декабрь 1964 Том едет в Лос Анжелес. Он работает с Рэем Джилбертом, переводчиком его текстов на английский.
* 1965 Выход альбома "A Certain Mr.Jobim".
* 30 августа 1966 Том приезжает в Лос Анжелес для участия в совместном проекте с Фрэнком Синатрой.
* 30 января 1967 Том приступает к записи своего первого совместного с Синатрой альбома.
* Февраль 1967 Том написал музыку к фильму Леона Хиршмана "Garota de Ipanema".
* 1967 Выход в свет альбома "Wave".
* 1968 Главный приз песни "Sabia" на 3-м Международном Джазовом Фестивале.
* 1969 Том написал музыку к фильму "Os Adventures".
* 1970 Выход альбома "Stone Flower", аранжировки Eumir Deodato.
* 1971 Том пишет музыку к фильму "The Murdered House" режиссера Paulo Cesar Saraceni.
* 1971 Фрэнк Синатра записывает альбом "Sinatra and Cia" с песнями Тома.
* Май 1972 Первая запись знаменито песни "Waters of March".
* 1973 Выход альбома "Matita Pere".
* 23 февраля 1973 Родился первый внук Дэниэль.
* 1974 Выход альбома "Tom & Elis".
* 16 октября 1975 Начало работы над записью альбома "Urubu".
* 6 мая 1976 Родилась внучка Дора.
* 1978 Том c певцом Miucha записывает альбом "Miuch and ACJ".
* Май 1978 Том и Ana Beatriz Lontra едут в NY в свой медовый месяц.
* Декабрь 1978 Том и Ана арендуют дом в пригороде Рио Jardim Botanico, где живут 6 лет.
* 1979 Том записывает еще один альбом с Miucha.
* 30 октября 1979 Родился сын Жоао Франциско от Аны.
* 1980 Выход альбома "Terra Brasilis".
* 9 июля 1980 Cмерть Винициуса Де Мораеса.
* 1983 Том пишет музыку к фильму Бруно Баретта "Габриэла".
* 1983 Том и Чико Барки пишут музыку к фильму Мигеля Фариа "How to live a great love".
* 1984 Предложение от режиссера Марко Алберга написать музыку к фильму "Fonte de Saudade" (экранизация книги сестры Тома Елены "Trilogia do Assombro".
* 1984 Том пишет музыку к фильму "O Tempo e o Vento".
* 29 марта 1985 Совместное концертное выступление с "Nova Banda" в Карнеги Холл.
* 7 июля 1985 Том, Жоао Джильберто и "Nova Banda" играют на открытии джазового фестиваля в Монтре.
* 30 апреля 1986 Том и Ана сочетаются браком.
* 1987 Выход альбома "Passarim".
* 20 марта 1987 Родилась дочь Maria Luiza Helena.
* 17 ноября 1989 Умерла мать Тома Nilza.
* 1994 Выход альбома "Antonio Brasileiro".
* Апрель 1994 Cовместное выступление в Карнеги Холл с Хэрби Хэнкоком и Пэтом Матини.
* Май 1994 Том едет в Париж с Глидой Матоссо. Несколько дней спустя он выступает со своим оркестром в Иерусалиме.
* 8 декабря 1994 Том умер в Mount Sinai Hospital в Нью Йорке.

. . . Его композиции объединяют пульс самбы, прохладу джаза и великолепие классической музыки. За свою 40-летнюю музыкальную карьеру Жобим написал сотни песен. "Девушка из Ипанемы" - одна из самых популярных и наиболее часто исполняемых песен нынешнего времени, она принесла Жобиму известность, славу и удачу ещё в то время, когда он был совсем молод.

Однако в сугубо профессиональной среде Жобим всегда имел репутацию музыканта более широко одарённого и утонченного одновременно.

"Его музыка останется навсегда, как музыка Битлз и Моцарта" сказал Стинг в своем интервью. "Пока люди играют музыку, они будут петь песни Жобима". В последнем альбоме Жобима "Antonio Brasileiro" Стинг исполняет песню "How Insensitive". Взгляд Стинга на творчество Жобима разделяет и джазовый саксофонист Джо Хендерсон, который только что выпустил альбом "Double Rainbow: The Music of Antonio Carlos Jobim". "Я оцениваю Жобима и Коула Портера как великих композиторов 20 столетия", - сказал Хендерсон. "Том был удивительный артист, который оставил широкое наследие для нас, музыкантов".

Еще в своей ранней молодости, работая пианистом в ночном клубе Рио Де Жанейро, Антонио Карлос Бразилейро де Алмейда Жобим жадно впитывал в себя всё разнообразие музыкальных форм, усматривая в них пищу для своей творческой энергии. Его музыка была необычайно космополитичной, несмотря на то, что Жобим был бразильцем по своей сути и темпераменту, гордился своей страной, языком и культурой. С годами он изобрел свой собственный стиль, который соединял в себе пульс самбы, прохладную гармонию таких джазменов, как Стэн Кентон и Майлс Дэвис, и мелодическое богатство классических композиторов, подобных Вилла-Лобосу и Шопену, чья "Прелюдия Ми минор" слышна во вступительной аккордовой секвенции "How Insensitive".

Классическое музыкальное образование не мешало Жобиму восхищаться джазовыми исполнителями, ощущать себя одним из них. Более того, он придерживался их мнения, что не имеет большого значения, играл ли он до этого свинг или нет. "Действительно свинг - это музыка Соединенных Штатов, Кубы, Карибских островов и окружающих мест и, конечно, Бразилии" - считал он, - "Все остальное - вальсы".

Жобим никогда не был певцом или, по крайней мере, так он расценивал себя, но красота его мелодий была такой гипнотической, что лучшие вокалисты мира неизменно тянулись к нему. В 60-е годы, начиная с альбома "Sinatra/Jobim", на английском языке была осуществлена незабываемая серия совместных проектов с Фрэнком Синатрой. В них сдержанная элегантность музыки Жобима заставляла Синатру смягчать его тягу к пафосности исполнения. "В последний раз я пел так нежно, когда был болен ларингитом", - сказал Синатра после окончания их совместной записи песни "Dindi".

Поэтому неудивительно, что джазовые саксофонисты, которые играют на инструментах, имеющих максимальное сходство с человеческим голосом, испытывают особую симпатию к музыке Жобима. Первым популяризатором Жобима в Соединенных Штатах более 30 лет назад стал блестящий Стэн Гетц, и с тех пор нет ни одного стоящего трубача, который смог бы удержаться от искушения включить в свой репертуар хотя бы одну мелодию Жобима.

"Жобим писал в манере, отличной от той, которая принята здесь, в Северной Америке"- сказал Джо Хендерсон на вопрос о притягательной силе музыки Жобима. "Мы привыкли играть две 16 тактовые фразы или 12-тактовые блюзы, или 2/8, переход и затем третья восьмая. Но когда Жобим пишет, кажется, что он просто пишет с 8 утра до 8 вечера. В то время, когда вы доходите до конца, проигрывая мелодию, вы могли находиться в песне 40 тактов или 5 минут, почти так, как это могло бы быть в симфонии. И если вы посмотрите на запись ключевых знаков, вы можете повредиться в рассудке, с 3/2 такта и затем 2/2 такт и темп, который невозможно поймать".

Жобим дышал музыкой, жил её жизнью и всегда негромко напевал на своём чарующем португальском, достигая глубочайшей сокровенности во взаимодействии слов и звуков. В период расцвета босса новы лучшим интерпретатором его сочинений был Жоао Джильберто, чей последний альбом "Joao Gilberto Ao Vivo" содержит новые версии нескольких песен, сделавших его знаменитым. Но в последние два десятилетия своей карьеры Жобим предпочитал женщин-вокалисток, таких как Элиас Регина и Гал Коста. Только им удалось передать эту смесь музыкального богатства и меланхолии, которые, в сущности, и составляют сердце музыки Жобима.

Многие из его соотечественников фактически рассматривают альбом "Elis and Tom", записанный с Региной в 1974 г., но вышедший в Америке лишь в 1989 г. как содержащий отличительные интерпретации нескольких красивейших композиций Жобима, особенно "Waters of March". Эта оценка всегда удивляла Жобима не только потому, что была написана после пика увлечения босса новой, но также потому, что Жобим сам написал стихи к английской и португальской версии. Может быть, это его шедевр и ему не нужно было разделять успех с Vinicius de Moraes, Chico Buarque de Holanda, Gene Lees - его наиболее постоянными соавторами.

В музыке и в стихах Жобима ясно проступает очарование романтической любви, особенно неразделенной, и красота, особенно женская. "The Girl from Ipanema" была всего лишь одной из многих в этой категории. "Teresa da Praia", была женщина, которая стала его первой женой, и были другие песни с такими названиями как "Ligia", "Luiza", "Izabella". Для Жобима музыка была, вероятно, тесно связанной с чувственным желанием.

"Каждая женщина, которой у меня нет - это песня, которую я пишу", - скажет он однажды.

Его любовь к природе была также сильна. Им написано почти столько же песен, названных в честь птиц, сколько и посвященных женщинам. Среди них "Sabia", "Passarim", "Urubu"... Однажды, в 1980 году, сидя в пышном саду у себя дома в Рио, он внезапно прервался в середине интервью, чтобы послушать щебет птиц из ближайшего куста. "Вот сейчас это безупречно исполнено", - отметил он. Нечего говорить, как много вдохновенья почерпнул он из моментов, подобных этому. Он потратил жизнь, стараясь воспроизвести эти звуки в партиях для флейты и фортепиано, вплетая их в течение мелодических линий.

Так есть ли наиболее подходящая эпитафия для музыканта, который написал так много песен и так наслаждался жизнью, как это делал Жобим? Первая строка и припев песни "Вешние воды" ("Waters of March") - хороший выбор:

"A stick, a stone, it's the end of the road
It's the stump of a trere, it's a little alone
It's a silver of glass, it is life, it's the sun
It is night, it is death, it's the end of the run
....And the riverbank talks of the waters of March
it's the promise of life, it's the joy in our hearts.."

http://www.simen.ru/biography/antonio_carlos_jobim/

Ссылки
Неоффициальные сайты: 

Новые пользователи

  • Мурат
  • Goblin2008
  • Elenaeva
  • павел плавич
  • tauwecknonpmat1983

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

(i) На сайте не хранятся файлы, защищенные авторскими правами. Все музыкальные файлы находятся на сторонних серверах, к которым мы не имеем отношения. Ссылки на них взяты из общедоступных источников в сети интернет.