Чем западный капитализм отличается от российского

Сезон едва начался, а в Москву уже собираются именитые гастролеры: только в сентябре у нас выступят дирижеры Шарль Дютуа и Владимир Юровский, пианисты Андраш Шифф и Мария Жоао Пиреш, сопрано Мирей Деленш, не говоря уже о таких отечественных звездах, как Валерий Гергиев, Михаил Плетнев и Алексей Любимов. Особый блеск этому созвездию должны придать гастроли театра Ла Скала, которые проведет Даниэль Баренбойм, и единственный концерт Люцернского фестивального оркестра под управлением Клаудио Аббадо.

Казалось бы, музыкальная жизнь российской столицы приобретает вполне европейский характер. Только за последние полгода в Москве побывали Чикагский симфонический, Лондонский филармонический и другие — всего не менее полудюжины супероркестров, не говоря уже о ярких солистах и ансамблях старинной и новой музыки. Но попасть на эти концерты может далеко не каждый.

Возьмем того же Аббадо — вероятно, наиболее выдающегося из ныне живущих дирижеров. О его концерте стало известно в конце весны, объявленная цена билетов начиналась с 1500 рублей (около 40 евро). Но очень быстро в открытом доступе остались билеты по цене от 5000 до 15 000 рублей (от 125 до 375 евро соответственно) — сумма, которая мало кому по карману.

Если обратиться к области популярной музыки, то значительная часть билетов на концерт Пола Маккартни — фигуры, вполне сопоставимой с Аббадо, — еще за пару месяцев до события находилась в общедоступной продаже по цене 4000 рублей. Спору нет, 100 евро — тоже сумма не маленькая; и все же абсолютная уникальность фигуры Маккартни заставила битломанов раскошелиться ради главного шоу в их жизни. Почитатели же академической музыки, увы, чаще принадлежат к менее обеспеченной части публики; среди московских меломанов, всю жизнь мечтавших услышать Клаудио Аббадо, вряд ли много тех, кто способен выложить за билеты 5000–7000 рублей.

На подобные ламентации обычно отвечают: дескать, хотите в Европу — так получайте европейских артистов по европейским же ценам. Так любят говорить представители российских концертных организаций, которым прекрасно известно реальное положение дел. Они лукавят: например, билеты на концерты Берлинского филармонического оркестра — от ближайших до ноябрьских — в его родном зале можно купить по цене от 25 до 90 евро. На концерты и спектакли Берлинской оперы, которую возглавляет Даниэль Баренбойм, можно попасть, заплатив от 15 до 220 евро (и это самые-самые дорогие).

Впрочем, Берлин известен своими демократичностью и относительной дешевизной; заглянем в более дорогую Вену. За считанные дни до выступления в Москве тот же Люцернский фестивальный оркестр под управлением Аббадо представляет идентичную программу: билеты стоят от 30 до 125 евро. В трех часах езды от Вены — Зальцбург, где только что закончился летний фестиваль, считающийся одним из наиболее дорогих во всем мире. Здесь билет на оперный спектакль может стоить до 300 евро, но есть билеты и по 40, и даже по 15 — на стоячие места для наименее обеспеченных. А в Вене на того же Баренбойма или Аббадо всегда можно купить стоячий билет за 8 евро. Такая цена по карману любому — даже рядовому московскому пенсионеру. Правда, и стоять целый час на ногах ему непросто, но в Вене или Берлине разрешается брать с собой подушки и складные стулья.

Искусство должно быть доступно всем — это аксиома повсюду, кроме Москвы.

по материалам http://www.openspace.ru

Новые пользователи

  • Мурат
  • Goblin2008
  • Elenaeva
  • павел плавич
  • tauwecknonpmat1983

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 4 гостя.

(i) На сайте не хранятся файлы, защищенные авторскими правами. Все музыкальные файлы находятся на сторонних серверах, к которым мы не имеем отношения. Ссылки на них взяты из общедоступных источников в сети интернет.