Инструменты XXI века: Топ-16

На чем будут писать музыку будущего? Эйгенхарп, гамелеста, «глюкофон» и фруктовое пианино
© www.alphasphere.com

AlphaSphere

Музыкальные революции всегда были напрямую связаны с технологическими: новые направления рождались с открытием новых инструментов или новых способов звукозаписи/воспроизведения. Особенно в прошлом веке — веке индустриализации и НТР. Началось все еще раньше — предположим, что в 1889-м, когда Клод Дебюсси услышал на парижской Всемирной выставке яванский гамелан, вдохновился и повел модернизм к экзотическим ладам и сонористике. Дальше — больше: электрогитара породила рок, дешевые массовые синтезаторы — нью-вейв и синти-поп, виниловые проигрыватели и пластинки, внуки эдисоновского фонографа, — хип-хоп, басовый синтезатор TB-303 — эйсид-хаус, домашние компьютеры — сонм направлений в электронной музыке и т.д. Возможно, музыку будущего уже записывают на одном из этих инструментов или интерфейсов, появившихся в новом веке.

Инструменты

1. Eigenharp

Гибрид цифровой гитары, фагота, синтезатора и драм-машины. У него есть клавиши-джойстики (каждую ноту можно подтягивать), духовой синтезатор, ленточный контроллер, кнопки для перкуссии, встроенный секвенсор. Отличное решение для электронщиков, которые хотят выглядеть на сцене как рокеры из космоса. Музыкант трансово-эмбиентной группы Shen Джон Ламберт разрабатывал эйгенхарп 8 лет и представил публике в 2009 году.

Стоимость: 549 евро


2. Guitar Bot

Пример современной музыкальной шкатулки: Эрик Сингер вместо гитарного грифа оставил один порожек, который перемещается вдоль каждой из струн до нужной для определенной ноты позиции (получается своеобразный эффект слайда), а по струнам бьет вращающийся медиатор. Управляется по MIDI.

Не продается


3. Hang

Аналоговый инструмент, разработанный в 2000-м и представленный в следующем году на выставке Musikmesse во Франкфурте. Стальной барабан, похожий на летающую тарелку, состоит из двух частей: на верхней, Ding, — восемь «полей», по числу нот; в нижней, Gu, есть басовое отверстие, по нему можно стучать или управлять звуком верхней части. Придуман хэнгдрам в Швейцарии, купить его можно, отправив фирме PANArt заказ по обычной почте — дело в том, что производство маленькое и на поток не работает.

Стоимость: 2500—6000 евро


4. Hapi Drum

Кузен хэнга — без басового отверстия, но также с восемью полями. Калифорнийцы Грэм Доу и Триш Келли придумали его в 2008-м, вложив в разработку деньги, полученные от их магазина диджериду. Теперь продают свой барабан не только музыкантам, но и музтерапевтам — звучание хэпидрама сравнивают с колоколами, применяемыми в буддийской медитации. В России прозван «глюкофоном».

Стоимость: 275—650 долларов


5. Gameleste

Начиная с прошлого года на концертах певицы Бьорк, известной тягой ко всему новому, по мотивам альбома «Biophilia» можно увидеть этот инструмент — синтез яванского гамелана (оркестра индонезийских струнных и ударных инструментов) и итальянской челесты. Гамелеста оснащена MIDI-интерфейсом, то есть управляется с помощью компьютера. Ее сделал специально для Бьорк в 2011-м соотечественник певицы Бьоргвин Томассон, известный мастер органов.

Не продается


6. Harpejji

Гибрид гитары и клавишных, похожий на большую цитру. Звук извлекают, прижимая струны к панели — то есть тэпингом. Существуют 16- и 24-струнные харпеджи на четыре и пять октав. На нем, к примеру, играет клавишник прог-рок-монстров Dream Theater Джордан Рудесс — впрочем, он, кажется, исследует любой появившийся на рынке новый инструмент. Харпеджи звучит в фильме Дэнни Бойла «127 часов» — причем в основной теме композитора Алла Ракха Рахмана, записанной при участии Дайдо и номинировавшейся на «Оскар».

Стоимость: 1999—3999 долларов


7. Hydraulophone

Профессор Университета Торонто Стив Манн в 2006 году представил не очередную разработку в области вычислительной фотографии, как уже привыкли его коллеги, а новый инструмент. По сути, он работает как флейта — только, закрывая отверстия, вы преграждаете путь не воздуху, а струе воды. В одном из вариантов под названием balnaphone исполнитель сидит в ванне.

Примерная стоимость: по договору


8. String Station

Прог-рокер Джим Бартц собрал вместе восьмиструнную слайд-гитару, шестиструнную электрогитару и 10-струнный стик (то есть гитару, корпус которой представляет собой увеличенный гриф), добавил еще жил и микросхем — получился инструмент на 40 струн. Музыкант дает на своем изобретении концерты и ищет средства, чтобы запустить его в производство.

Существует в единственном экземпляре


9. Dewanatron

Семейство инструментов от братьев Дьюан, Брайана и Леона, — фетиш для музыкантов-ретроманов. В коробочках, похожих на часы с кукушкой, находятся осцилляторы, генерирующие аналоговые звуковые формы. В синтезаторе Swarmatron, наиболее похожем на своих предков, их восемь. По звучанию напоминает, как уверяют создатели, рой ангелов или пчел — как ручки повернутся. Инструмент полюбил Трент Резнор, он использовал его в работе над картиной «Социальная сеть» и проектом «How to Destroy Angels». Дьюаны сами выступают с ними на концертах, озвучивают немые фильмы, два года назад их поставил на разогрев лидер Magnetic Fields Стивен Меррит, который впоследствии частично записал на дьюанатронах альбом «Love at the Bottom of the Sea».

Стоимость: 3250 долларов


Интерфейсы

10. The Continuum Fingerboard

Длинная панель из неопрена, на которой играют, двигая пальцами влево-вправо. Дальше — как в тачпаде: перемещаясь по панели по вертикали, можно управлять тембром. А если надавить посильнее, нота зазвучит громче. С помощью этого MIDI-контроллера записана музыка к фильмам «127 часов» и «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Его используют, например, Джон Пол Джонс и Амон Тобин.

Стоимость: 3000—5500 долларов


11. Misa Kitara

Прошлогодняя разработка от фирмы Misa Digital Instruments, главный офис которой расположен в Гонконге. У этой цифровой гитары струн нет вообще, вместо них — изображение на сенсорном экране. Каждый лад поделен на шесть кнопок. В итоге можно как бы на гитаре извлекать синтетические звуки (синт-блок с тембрами и эффектами — третья составляющая инструмента), назначив на каждую струну свой звук. Проект работает по принципу open source.

Стоимость: от 789 долларов


12. Hyperkeys

Инструмент, придуманный американцем Джеффом Трипом, — клавиши, которые можно не только нажимать, но и толкать вперед-назад, словно фейдеры на микшерном пульте. Таким образом, у музыканта появляется возможность управлять звуком, не отрывая руки от инструмента.

Стоимость: «Если вы спрашиваете о цене, значит, не можете себе его позволить» — гласит объявление на сайте


13. Jammer

Похож на баян, у которого остались только панели с кнопочками. Первый джаммер придумал в 2003-м бывший сотрудник Microsoft Джим Пламондон и назвал его Thummer. Правда, компания-производитель закрылась в 2009 году. Теперь собираются энтузиастами по выложенным в сети схемам.

Стоимость: 375 долларов


14. Tenori-on

Самый известный из новичков — разработали его японцы, художник Тосио Ивай и сотрудник Центра музыкальных технологий Yamaha Ю Нисибори, и впервые показали публике в 2005-м на лос-анджелесской выставке Siggraph. Все очень наглядно: экран с 256 светодиодными переключателями. Выщелкиваешь картинку в реальном времени, как в любой секвенсорной программе, получаешь мелодию или ритм. В промо-туре музыкальной шкатулки участвовали Джим О'Рурк, проекты To Rococo Rot, Pole и другие. Использовали Massive Attack и Little Boots. В широкую продажу он попал в 2007 году, в 2010-м появилась новая коммерческая модель, Tenori-on Orange, сделанная из пластика, а не из магниевого сплава, а потому более дешевая.

Примерная стоимость: 500—1000 долларов


15. Reactable

Каталонская разработка, из Университета Помпеу Фабра. Выглядит как тумба с подсвеченной поверхностью, снизу расположена камера, которая передает данные в компьютер (действие проходит в затемненной комнате). На поверхность ставятся плоские или кубические объекты под названием tangibles. Каждый объект представляет собой модуль синтезатора, секвенсор или, к примеру, периодический триггер. И появляется звук, а на экране символы, некоторые из них подсказывают, что делает тот или иной объект, другими можно управлять, соединяя tangibles в единую систему.

Reactable можно было увидеть на концерте в поддержку альбома Бьорк «Volta» — на нем играл Марк Белл, а также на выступлении в британском телешоу Later with Jools Holland. Также его использовал проект Nero в клипе «Promises». В 2010-м была выпущена версия для iPad.

Стоимость: 9700 долларов


16. AlphaSphere

Студент Бристольского университета Адам Плейс превратил в 2007-м сэмплер в сферу, разместив на ней пэды (нажал на такой кружочек — получил звук или даже целый фрагмент композиции). Выглядит настолько эффектно, что его создатель получил на развитие проекта грантов и субсидий на 50 тысяч фунтов. На середину этого года намечено начало продаж, цена пока не объявлена.


P.S. Resistor JelTone
Порой, впрочем, не все изобретатели так серьезны. Вот один из участников конкурса музыкальных инструментов имени Маргарет Гатман в Университете Джорджии — съедобное фруктовое пианино. Приятного аппетита. ​http://www.flickr.com/photos/ranjit/5879592536/


по материалам http://www.openspace.ru/

Новые пользователи

  • Мурат
  • Goblin2008
  • Elenaeva
  • павел плавич
  • tauwecknonpmat1983

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 6 гостей.

(i) На сайте не хранятся файлы, защищенные авторскими правами. Все музыкальные файлы находятся на сторонних серверах, к которым мы не имеем отношения. Ссылки на них взяты из общедоступных источников в сети интернет.