Авраамов Арсений Михайлович

Биография
фото: 
avraamov.jpg
Биография: 

Родился 10 (22) апр. 1886 года на хуторе Малый Несветай Донской области, умер 19 мая 1944 года в Москве.
Музыкальный теоретик, фольклорист и композитор.
В 1908—1911 учился в Музукально-драматическом училище Московского филармонического общества у И. Н. Протопопова и А. Н. Корещенко (теория музыки), в изучении строгого стиля пользовался советами С. И. Танеева.
В 1917—1918 годах правительственный комиссар иск-в Наркомпроса РСФСР.
Участвовал в организации Пролеткульта (возглавлял его музыкальные и художественно-этнографические отделы).
В 1918—1926 собирал материалы для акустического изучения музыкальных ладов народов России и Востока.
В 1920—1921 преподаватель теоретических предметов по собственной 48-тоновой системе в Ростовской-на-Дону консерватории.
С 1923 работал в Дагестане, с 1926 в Москве. Действ. член ГАХНа. Защитил диссертацию "Универсальная система тонов" (UTS).
В 1927 демонстрировал свою систему на Международной выставке во Франкфурте-на-Майне, Штутгарте, Берлине (распространения система не получила).
В 1929—1934 участник оформления первых звуковых фильмов.
В 1932—1933 заведовал лабораторией "рисованного звука" Научно-исследовательского института кинематографии (разрабатывал изобретенный им способ графической записи звука на пленку путем заснятия всевозможных вычерченных геометрических фигур и преобразования их в звуковые). В 1934 читал в Моск. конс. факультативный курс "История и теория тоносистем".
В 1935—1941 собирал и изучал в Кабардино-Балкарии музыкальный фольклор народов Северного Кавказа (записал более 300 кабардинских народных песен, танцевальных мелодий и др.), написал на его основе музыкального произведения. Участвовал в деятельности Кабардинского национального театра в Нальчике, в организации нац. ансамбля песни и пляски. В 1941—1943 художественный руководитель народного хора, основанного П. Г. Ярковым. Автор статей, посвященных вопросам музыкальной акустики, звукоизвлечения, усовершенствования музыкального инструментария, музыкально-теоретическим проблемам, множественных рецензий.

Арсений Михайлович Краснокутский (1886 -1944), известный всем под псевдонимом Авраамов (или Ars , как подписывал он свои дореволюционные статьи-манифесты) был человеком авантюрного склада. Донской казак. Пережил 3 революции, 2 войны, жил в сталинские времена, занимался самыми фантастическими проектами. По словам Житомирского, Авраамов – полуфантастическая фигура, впрочем, очень тесно связанная со временем.
Главной темой исследований и творчества Авраамова была идея реформы музыкального строя. Авраамов в своих проектах пошел дальше всех. Он считал, что нужно уничтожить рояли т.к. рояль – это символ баховской равномерной темперации, которая калечит слух народа и композиторов.

В 1914 г. Арсений Авраамов, пришел к убеждению о необходимости коренной ломки, революции в искусстве. Вслед за футуристами он отрицал оперу Вагнера «Персифаль» как произведение искусства, отрицал Баха и многое другое.

«Ультрахроматизм... — писал А. Авраамов, — знаменует разрыв с современной системой тонов, уклонение от нее в сторону более тонких, разнообразных (и, несомненно, более гармоничных) созвучий, как бы материализующих, конкретизирующих в отношениях своих натуральный ряд чисел. Отрицание равномерно-темперационной системы сводится в нем к двум моментам:

а) восстановлению точных отношений (возврат к натуральному строю) в основании ряда и б) расширению его «действенных пределов ведением тонов, соответствующих высшим простым числам (7, 11, 13 и т.п.)».

С точки зрения ультрахроматиста Авраамова, И. С. Бах — «величайший преступник перед лицом истории, затормозивший на два века логическую эволюцию звукосозерцания, искалечивший слух миллионам людей, — величайший эгоист, принесший в жертву будущее искусства настоящему своего творчества».

А. Авраамов вслед за Л.Сабанеевым утверждал, что говорить «об ультра-хроматических возможностях, обертоновом строе, грядущем разрыве с отжившей свой век «равномерной темперацией» можно впустую сколько угодно». Нужно же создать инструмент для воспроизведения всех теоретически желаемых созвучий. Существующие типы музыкальных инструментов для этой цели он считал абсолютно непригодными и выдвигал задачу создать инструмент, который совмещал бы в себе следующие качества:

1) длительный тон, силою которого исполнитель может управлять в любой момент звучания;
2) абсолютно свободную интонацию: «сплошной» звукоряд от субконтр до пятичертной октавы включительно;
3) полифоническую структуру, дающую возможность одному исполнителю извлекать сколь угодно сложные комплексы тонов.

В качестве первого опыта конструирования такого инструмента он предлагал созданный им смычковый полихорд, допускавший «безграничное разнообразие гармонических комплексов» в пределах сплошного звукоряда. Отсутствие фиксированной системы тонов, по мнению Авраамова, должно было развить человеческий слух, искаженный «баховским наследием», сделать прежнюю музыку невоспроизводимой и послужить толчком к развитию богатых форм на новой гармонической основе.

К футуристам Авраамов себя не причислял, и слово это в его устах имело негативный смысл, хотя некоторые из музыкантов-футуристов экспериментировали в том же русле.

В 1917 г. вместе с Евгением Шолпо и другими исследователями основал Общество им. Леонардо да Винчи, Ленинград.
Главной темой исследований, проводимых Обществом, была идея безисполнительской музыки, использующей достижения техники для ее исполнения и не требующей живых музыкантов.
В результате исследований была создана техника рисованного звука, идея, берущая начало в футуристических размышлениях Велимира Хлебникова.

В 20-е годы Авраамов подал Луначарскому проект о сожжении всех роялей.

Одним из первых в СССР защитил докторскую диссертацию, посвященную идее объединения всех строев мира в универсальную тональную систему Welttonsystem.
Ездил в Франкфурт на международную музыкальную выставку вместе со Львом Терменом и другими выдающимися музыкантами и исследователями.

Соч.: для оpк. — Кабардинские танцы (1936), 2 фантазии на кабардинские темы (1940), увертюра Аул Батыр (1940); для дух. орк. — Марш на кабардинские темы (1936); для инстр. ансамбля-пьесы на кабардинские темы — фантазия Удж, Жанкидеш и др.; хоровые произв. для кабардинского нар. хора; театр. музыка, обр. рус. нар. песен и др.

Ссылки
Неоффициальные сайты: 

Новые пользователи

  • Мурат
  • Goblin2008
  • Elenaeva
  • павел плавич
  • tauwecknonpmat1983

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

(i) На сайте не хранятся файлы, защищенные авторскими правами. Все музыкальные файлы находятся на сторонних серверах, к которым мы не имеем отношения. Ссылки на них взяты из общедоступных источников в сети интернет.